Star Alliance — самый крупный альянс авиакомпаний в мире. Был учрежден для достижения более эффективного уровня сотрудничества операторов коммерческих перевозок. Члены авиаальянса являются юридически самостоятельными предприятиями, однако они работают в единой системе бронирования, внедряют общие бонусные программы для клиентов и выполняют совместные рейсы по согласованному между собой расписанию.
Головной офис объединения располагается во Франкфурте-на-Майне (ФРГ). В состав Star Alliance входят 27 перевозчиков и без права голоса — около четырех десятков связанных с ними дочерних структур. Парк самолетов его компаний оценивается в 5,03 тыс. машин. За день совершаются свыше 19 тыс. рейсов, полеты осуществляются в 195 стран, то есть практически по всему миру. Суммарный годовой пассажиропоток компаний авиационного альянса превышает 762 млн человек.
Исторический путь альянса
Star Alliance учредители создали в мае 1997 года. В их роли выступили пять авиакомпаний:
- германская Lufthansa;
- канадская Air Canada;
- таиландская Thai Airways International;
- американская United Airlines;
- шведская Scandinavian Airlines.
В том же году авиаальянс расширился за счет привлечения южноамериканских перевозчиков. К октябрю он обслуживал авиарейсы в 720 аэропортов в 110 странах мира, парк воздушных судов насчитывал 1,65 тыс. единиц. В 2000 году альянс запустил свои первые бизнес-кластеры в США, Германии и Таиланде, создал группу управления организацией и учредил исполнительные органы.
Программа продвижения бренда была уникальной на тот момент: компании сообщества запустили в продажу так называемые авиабилеты «Вокруг света». Их покупка давала право пассажирам по доступным ценам отправляться в любые из предлагаемых рейсов с пересадками в полутора десятках городов с ограничением суммарной протяженности маршрутов в 37 тыс. километров. Таким образом, клиенты получали своего рода дешевый «абонемент» на путешествия.
К 10-летнему юбилею с дня создания альянса его перевозчики совершали уже 16 тыс. перелетов за день. Рейсы осуществлялись в пункты назначения в 155 странах. В общей сложности услугами компаний Star Alliance пользовалась 406 млн человек за год — это около 30% от числа всех пассажиров самолетов в мире. В компаниях работали на тот момент 405 тыс. пилотов и бортпроводников.
В 2009 году американский оператор авиаперевозок Continental Airlines стал 25-м по счету членом организации, перейдя в нее из SkyTeam. Миграция компании стала первым в истории случаем смены альянса. В дальнейшем количество участников в Star Alliance незначительно изменялось по причине распада или слияний некоторых из них. Кроме того, отдельные компании покидали альянс, а другие — вступали в него.
Особенности работы авиакомпаний в составе Star Alliance
Еще в 2004 году в организации были введены разные статусы перевозчиков. Речь идет о полноправных членах союза и о его региональных участниках, которые могут войти в альянс только по рекомендации первых. На практике же авиакомпании, которые состояли в Star Alliance, присваивали статус «подшефных» своим аффилированным структурам. Такой шаг был направлен на то, чтобы под крылом авиационного альянса вывести на большой рынок собственных мелких операторов, работающих в дешевом сегменте перевозок.
На современном этапе такое разделение участников упразднено. Это решение было принято после расследования, которое провели регуляторы ЕС. По факту союз представлял собой мегакорпорацию, участники которой, включая аффилированных, взаимно согласовывали стратегию и устраняли таким образом конкуренцию между собой. Правила альянса были откорректированы и теперь все его глобальные и региональные компании имеют равный статус.
Преимущества пребывания Star Alliance для перевозчиков:
- Любая компания, подключенная к бонусной программе для пассажиров, обязана погашать клиентам баллы, накопленные ими в других компаниях. Таким образом, акции по сути являются общими для всех членов союза.
- Пассажиры одних компаний могут воспользоваться залами ожиданий других операторов в аэропортах.
- Синхронизация расписания полетов дает возможно сократить время на трансферы.
- Налажен постоянный и активный обмен опытом работы с клиентами между компаниями.
- Объединены усилия перевозчиков в сфере внедрения самых современных информационных технологий.
Бонусные планы для пассажиров
Пассажиры авиакомпаний альянса в зависимости от того, насколько часто они совершают перелеты, становятся участниками стимулирующей программы. Постоянные клиенты перевозчиков получают премиальное обслуживание без увеличения цен по «серебряным» и «золотым» планам. Бонусная программа Silver дает пассажирам приоритетную возможность забронировать и купить билет или зарезервировать места прямо в аэропорту. Пакет Gold — гораздо шире.
«Золотые» бонусы Star Alliance:
- Бронирование и покупка билетов вне очереди.
- Комфортабельные залы ожидания в аэропортах, недоступные для других пассажиров.
- Первоочередная регистрация багажа и выделение дополнительной квоты в 20 килограммов к его максимальному весу.
- Предоставление лучших мест в самолете — у выхода или же в специальных секторах.
- Гарантированная посадка на рейс, даже когда все авиабилеты на него уже забронированы.
- Повышение уровня обслуживания с вручением соответствующего сертификата.