Международный аэропорт Нурсултан Назарбаев — одна из крупнейших авиагаваней Казахстана. Обслуживает столицу страны Нур-Султан (бывшая Астана). Второй по объему общего пассажиропотока в стране после воздушных ворот Алматы — за год через него проходят более 5 млн человек. Также занимает вторую позицию во всем центральноазиатском регионе по количеству клиентов авиакомпаний, совершающих перелеты по международным направлениям.
Пропускная способность аэровокзала достигает 750 человек за один час, годовая — 8,5 миллионов. Ежедневно обслуживаются до двух сотен рейсов в зарубежные страны, за год — 63 тысяч. Услугами гавани пользуются 25 авиакомпаний. Она является узловым хабом для перевозчиков Air Astana, SCAT Airlines, FlyArystan и Qazaq Air. Здесь же функционирует учебный центр по вопросам авиационной безопасности.
Летная инфраструктура отвечает всем современным требованиям: аэропорт способен принимать воздушные суда любых типов. Самолеты эксплуатируют взлетно-посадочную полосу протяженностью 3,5 километра. В гавани обустроены 12 ворот и 92 стоянки для воздушных машин.
Порядок регистрации и посадки на самолет в аэропорту Нурсултан Назарбаев
Пассажирам предоставляется возможность зарезервировать места и купить билеты в онлайн-режиме через порталы перевозчиков. В первом терминале также установлены стойки самообслуживания для клиентов только с ручной кладью.
Регистрация на международные отправления открывается за три часа до взлета самолета, на внутренние — за полтора часа, и завершается за 40 минут. Посадка прекращается за полчаса до начала рейса. Администрация предупреждает о том, что компании могут отказать в приеме на борт клиентов, опоздавших на регистрацию. В секторе контроля посадки осуществляется автоматическая проверка пассажиров на предмет того, все ли лица, купившие билеты, прибыли к самолету.
Удобства для гостей аэропорта
Для пассажиров круглосуточно работает просторный бизнес-лаундж, ориентированный на обслуживание покупателей авиабилетов на международный перелет в приоритетных классах комфорта или на держателей карт программ лояльности перевозчиков. Доступ в эту зону осуществляется по пригласительным, выданным сотрудниками авиакомпаний на стойках регистрации.
Клиентов высшего уровня — крупных бизнесменов и государственных деятелей, которые путешествуют внутренними рейсами, — обслуживает отдельный VIP/CIP зал, расположенный у главного входа в терминал. Для остальных пассажиров дополнительно предоставляется возможность отдыха в премиальной зоне Sapar Lounge с удобными креслами, индивидуальными шкафчиками для ручной клади и доступом к высокоскоростному интернету.
Путешественники с детьми до пятилетнего возраста могут посетить комнату матери и ребенка. В ней размещаются кроватка, столик для пеленания, туалет и ванная, а также диван и разнообразные игрушки. Для курильщиков в аэрогавани выделены отдельные помещения, изолированные от остальных пространств аэровокзала. Во всех терминалах гавани работает бесплатный беспроводной интернет, установлены стойки для зарядки мобильных гаджетов и интерактивные информационные мониторы.
В магазинах Duty Free предлагаются преимущественно дешевая сувенирная продукция, косметика, алкоголь и разные аксессуары. Кроме того, здесь продаются книги и детские игрушки. Работают также семейный супермаркет Galmart и торговые точки национальной сувенирной сети «Ремесло народов Казахстана». Приобрести сим-карты и воспользоваться услугами мобильной связи можно в центре Hoco. Для гостей открыты рестораны и кофейни, в которых предлагается разнообразное меню по вполне доступным ценам.
История авиагавани Нурсултан Назарбаев
Аэропорт был построен в 1930 году. На его территории обустроили летное поле, вокзал из восьми помещений с маленьким залом ожидания, дом для летного состава и склад горючего. Официально авиагавань начала работать через год, когда было налажено авиасообщение между Акмолинском (нынешний Нур-Султан) и Семипалатинском (Семеем). Регулярные пассажирские перевозки по двум маршрутам с использованием аэропорта начались в 1934 году.
Работа гавани возобновилась после войны. В 1946 году она начала принимать первые самолеты По-2 и обслуживать ряд новых рейсов. На тот момент воздушные ворота города были оснащены самым современным оборудованием. До 1948 года здесь построили отдельное здание для радиоузла и начали возводить три новых корпуса аэровокзала. Количество сотрудников аэропорта достигало полусотни человек. Новая инфраструктура позволила принимать тяжелые самолеты Ли-2. В 1963 году здесь приземлился первый Ил-18.
К 1966 году было завершено строительство нового аэровокзала. Через три года аэропорт начал обслуживать воздушные суда Ан-24, что позволило резко нарастить объем перевозок пассажиров, грузов и почтовых отправлений. В 1975 году здесь совершает посадку первый Ту-154.
Историческим моментом для авиагавани стала смена столицы Казахстана с Алматы на Акмолу (Нур-Султан) в 1997 году. С обретением статуса воздушных ворот главного города страны аэропорт начал масштабно перестраиваться. Была расширена взлетно-посадочная полоса, увеличены рулежные дорожки и перроны. Также модернизированы сети освещения и радионавигационная система, построен корпус для VIP-пассажиров, а основной аэровокзал — реконструирован.
Новый терминал, используемый сейчас для внутренних рейсов, открылся в 2005 году, для бизнес-авиации — в 2015 году и для международных перелетов — в 2017 году.