Два самых больших аэропорта Лондона – это Хитроу и Гатвик. По сути, аэропорт Гатвик (интернациональное обозначение Gatwick Airport) является своего рода дополнением к самому крупному аэропорту британской столицы. Хитроу не принимает и не отправляет чартерные самолеты, не обслуживает трансатлантических авиаперевозчиков. Самолеты садятся и взлетают в аэропорте Гатвик. Отсюда регулярно отправляются рейсы в Канаду и США.
Аэропорт обслуживает практически 200 внутренних и международных маршрутов и перевозит более 40 миллионов клиентов за год. Причем, пассажиропоток Гатвика постоянно растет. Он считается одим из самых загруженных транспортных центров мира среди всех аэропортов с одной взлетной полосой. Технически Гатвик имеет 2 полосы, но вторая (северная) не работает. Она считается запасной и будет задействована только в случае ремонта, разрушения или выхода из строя основной взлетной полосы.
Данный аэропорт считается второй базой (хабом) для компаний: Virgin Atlantic, EasyJet, Wizz Air и British Airways. Здесь садятся и взлетают самолеты Turkish Airlines, Flybe, Scoot, Qatar Airways, Norwegian Air Shuttle, China Eastern Airlines, JetBlue и др. Отсюда регулярно отправляются самолеты в Фуншал, Фару, Кефалинию, Салоники, Париж, Анталию, Марсель, Порту-Санту, Амстердам, Будапешт, Пальма-де-Майорку, Даламан, Бордо, Афины, Ханью, Малагу, Белфаст, Ибицу, Каслтаун, Миконос, Болонью, Тиру, Кос, Рейкьявик и другие города мира.
Гатвик отличается от других аэропортов Лондона тем, что предлагает все 3 варианта полетов:
- Полный сервис;
- Бюджетные рейсы;
- Чартерные рейсы.
Неподалеку от него (на северо-запад) вблизи населенного пункта Чарлвуд расположен музей Гатвика, в экспозиции которого представлены разнообразные фотографии и предметы, которые ранее использовались персоналом аэропорта, а также военные самолеты. Музей работает с пятницы по воскресенье круглый год.
Данным аэропортом владеет компания Gatwick Airport Limited (дочерняя корпорация IVY Holdco Limited – часть Global Infrastructure Partners). Он полностью соответствует всем международным стандартам и нормам.
Клиентам Гатвика доступны следующие сервисы:
- Несколько залов ожидания различной степени комфорта. Первый зал в 2008 году открыла компания Virgin Holidays. Он предназначается для тех, кто совершает перелеты на большие расстояния;
- Пункты обмена валюты;
- Стойки, где можно оформить возврат НДС;
- Магазины сувениров;
- Игровые автоматы;
- Специальная комната молитв;
- Мини-часовня;
- Бюро находок;
- Банкоматы;
- Отделение почты;
- Зона Wi-Fi. Первые 90 минут можно бесплатно пользоваться беспроводным интернетом от аэропорта. Для этого надо отыскать в списке сетей на гаджете Gatwick Free Wi-Fi и подключиться. По истечении этого времени интернет будет доступен не везде – есть зоны, где за услугу придется заплатить;
- Места для курения. Вне этих зон курить традиционные и электронные сигареты, папиросы, сигары и кальян категорически запрещено;
- Магазины Duty Free;
- Несколько кафе и ресторан с блюдами английской и европейской кухонь;
- Детская комната;
- Инвалидные кресла и кресла-каталки для клиентов с ограниченными возможностями. Предоставляются бесплатно, но запрашивать их нужно на этапе бронирования билетов;
- Камеры хранения. Платные, оставить чемодан на 1-3 часа стоит 6 фунтов, на сутки – 11 фунтов, на 1-3 дня услуга стоит по 7,5 фунтов за день, долгосрочное хранение тарифицируется по 5 фунтов за 24 часа.
Купить билет на рейс в нужном направлении можно не только в кассе аэропорта или у турагентов (их офисы есть во всех городах Британии), но и через интернет. Продажа авиабилетов осуществляется через сайт аэропорта, а также веб-сайты транспортных компаний, но гораздо быстрее и удобнее выбирать и покупать билеты с помощью нашего сервиса SkyBooking. Здесь собрана информация обо всех актуальных рейсах. Также есть возможность проверить полеты на желаемую дату, сравнить цены всех перевозчиков и выбрать самый дешевый вариант.
Регистрироваться на самолет нужно заранее, поскольку к регистрационным стойкам почти всегда выстраиваются немалые очереди. Можно лишить себя изнурительного ожидания и проволочек, заказав в аэропорту платную услугу ускоренной регистрации.
Аэропорт Гатвик оборудован очень комфортными залами ожидания. В северном терминале обустроен удобный зал (его можно найти, как зал №1) с мягкими креслами и кондиционером, баром и закусками, которыми угощают клиентов бесплатно (как комплимент от заведения). Здесь же есть спорт-бар, в котором на огромных экранах транслируются все важные встречи, матчи и поединки по футболу, хоккею, боксу, волейболу и другим популярным видам спорта. Воспользоваться этим залом ожидания можно не раньше, чем за 3 часа до рейса (он платный), а если вылет будет с опозданием, пребывание в нем реально продлить с доплатой. О пользовании платным залом тоже желательно побеспокоиться заранее. Если бронировать, он стоит 30 фунтов для взрослого и 16 для ребенка, а если оплачивать при входе, то расценки увеличиваются на 7,5 фунтов для взрослых и 2 фунта для маленьких непосед.
История аэропорта
Данный аэропорт назван в честь поместья, построенного в далеком XIII столетии. Территория современного Гатвика использовалась для взлета и посадки самолетов с 20-х годов прошлого столетия. Первый терминал носил название “Улей” и открылся он в 1935 году. Спустя год из него отправлялись регулярные рейсы в разные страны.
Во время Второй Мировой Войны аэропорт использовался в военных целях и носил название RAF Gatwick. После окончания военных действий он снова вернулся к обслуживанию гражданских самолетов.
Начиная с 90-х годов прошлого века, Гатвик постепенно отошел на второй план, превратившись в дополнение самого крупного лондонского аэропорта Хитроу.
Пандемия Covid-19 в 2020 году сильно «ударила» по Гатвику, из-за чего его руководство вынужденно сократило численность персонала почти вдвое. Тогда наблюдалось заметное снижение пассажиропотока, но сейчас количество его клиентов снова растет.
Осенью 2018 года руководство аэропорта официально объявило об изучении путей оптимального использования взлетно-посадочных полос. Возможно, в ближайшем будущем дополнительная полоса станет трассой для узкофюзеляжных самолетов. Также есть информация о планах на строительство 3-й взлетной полосы на юге.