Состояние украинских дорог-2025: что улучшили, а что нет

Украинские дороги всегда были "радостью" обсуждений среди путешественников: будь то междугородний переезд или поездка в деревню — почти всегда возникает вопрос: "А ехать ли по этой трассе?" В 2025 году в инфраструктуре происходят изменения. Но достаточны ли они? Давайте разберемся, что удалось сделать, а что — только косметически подлатать.
Что реально улучшили
1. Капитальные ремонты ключевых трасс. Дорога М-09 "Тернополь — Львов — Рава Русская" входит в стратегические проекты, в частности с ЕБРР, и уже подвергается капитальному ремонту. Это участок, ведущий к западной границе и имеющий большое значение как транспортный коридор между Украиной и ЕС.
В Полтавской общине за 2025 год выполнили ремонт более 100 тыс. квадратных метров покрытия — это около 14,8 км дорог. Часть — капитальный ремонт, часть — текущий ямочный ремонт.
Также объявлено, что М-07 (Киев — Ковель — Ягодин), особенно участки, ведущие к пунктам пропуска, включаются в планы капитального обновления.
Читайте также: Проблема дефицита билетов в пиковые сезоны2. Масштабные закупки и ремонты в городах. В Киеве через систему прозрачных закупок (Prozorro) коммунальные службы активно проводят ремонтные работы: сотни договоров на обновление дорог, ямочный ремонт, замену покрытия и содержание сети.
В местных общинах (как, например, Полтавщина) инвесторы, в частности частные компании, присоединяются к реконструкции дорог местного значения — полевые пути, подъезды к селам и т. п.
3. Предзимнее обследование и мониторинг. Ежегодно перед холодным сезоном государственные службы запускают проверку дорог государственного значения: проверяют проезжую часть, обочины, тротуары, состояние светотехники и знаков, аварийные участки. Это делается, чтобы вовремя устранить слабые места до наступления морозов.
4. Появление идеи платных дорог. В 2025 году в Украине активно обсуждают введение платных участков дорог. Идея — чтобы делить расходы на содержание и ремонт с пользователями. Это могло бы стимулировать лучшее качество дорог на тех маршрутах, где будет платная модель.
Читайте также: BlaBlaCar vs междугородные автобусы: что выгоднее и надежнееЧто остается "пластырем на пластыре"
1. Непоследовательность подходов и большие пробелы между капремонтом. Несколько участков, которые были отремонтированы недавно, уже появляются с новыми трещинами или ямами. Ключевая причина — недостаточная глубина ремонта (только поверхности) или низкое качество материалов.
2. Отсутствие капитального ремонта на многих трассах. Хотя некоторые магистрали получили внимание, большинство дорог государственного значения все еще остаются в неудовлетворительном состоянии. Например, на М-07 ремонт еще ограничен только ближайшими к границе участками, тогда как на других сегментах автодорога может иметь десятилетние повреждения.
3. Финансовая нестабильность и задержки с финансированием. Часто работы задерживаются из-за недостаточно или запоздало заложенного финансирования. Проекты капремонта мостов или искусственных сооружений затягиваются, потому что бюджет не готов покрыть все расходы.
4. Недостаточный ремонт дорог местного значения и подъездов к селам. Большая часть бюджета и внимания остается на дорогах государственного значения. Местные дороги, подъезды к населенным пунктам, полевые дороги остаются в запущенном состоянии — их либо красят, либо делают легкий "латальный" ремонт без капитального обновления.
5. Неравномерность между регионами. Во многих регионах, особенно на востоке или в центральных областях, покрытие хуже, чем в регионах, где есть большое экономическое давление или стратегическое значение (например, трассы к границе). Где ремонт запущен — часто меняется качество и частота работ.
6. Проблемы во время ремонта: пробки, объезды, неудобства для водителей. Пока ремонт продолжается, водители сталкиваются с большими пробками, объездными путями и неудобствами. Часто на дорогах устанавливают временное покрытие или используют крайние полосы, что дополнительно "ломко" влияет на скорость и комфорт движения.
Состояние украинских дорог в 2025 году — это микс прогресса и вызовов. Несколько стратегических трасс получают капитальный ремонт и модернизацию. Города инвестируют во внутреннюю сеть, а службы запускают системы мониторинга и предзимнего обследования. Но большая часть дорожной сети все еще уязвима для разрушений, финансовых задержек и некачественного ремонта.
Как результат, для переездов часто выбирают маршруты с лучшим покрытием или обходят "убитые" участки. И пока государство и общины не "доберутся" до капитального ремонта масштабно и системно — многие дороги останутся "заплаткой на заплатке".