Международный аэропорт имени Чатрапати Шиваджи Махараджа в Мумбаи — одна из самых крупных индийских авиагаваней. Благодаря своему расположению охватывает достаточно плотную сеть авиасообщения.
По версии агентства Skytrax, является лучшими воздушными воротами в Индии и центральноазиатском регионе в целом. Занимает второе место в стране по загруженности с годовым пассажиропотоком почти в 50 млн человек. Услугами аэропорта пользуются полсотни авиакомпаний, самолеты которых совершают около 980 рейсов за день.
В гавани обустроены две пересекающиеся взлетно-посадочные полосы, способные принимать в том числе тяжелые самолеты класса Airbus A380. Контроль за воздушным движением осуществляется с диспетчерской вышки высотой 87,5 метров. Проект шестиэтажной башни, второй по величине в Индии, получил награду от архитектурного совета Гонконга за лучшее моделирование здания в авиационной отрасли.
Удобства и развлечения для гостей аэровокзала
Для пассажиров с билетами в первый и бизнес-класс открыт зал ожидания премиального уровня обслуживания GVK. Его вместимость — 440 человек. VIP-зона располагается на двух этажах второго терминала. Здесь находятся бизнес-центр, рестораны, помещения для курильщиков, спа-салон и душевые. На церемонии World Travel Awards лаундж-зона получила премию как лучший в мире зал ожидания для пассажиров первого класса.
Аэропорт предлагает в том числе некоторые эксклюзивные услуги. Так, на платной основе можно заказать встречу пассажиров консьержем в рамках сервиса Pranaam. Услуга распространяется на клиентов из любого класса перелета. Консьерж помогает в перемещении и пользовании услугами аэропорта семьям, детям и пожилым людям, обеспечивает прибытие удобного и безопасного автотранспорта для их дальнейшей поездки. Также встречающим лицам предлагается за отдельную плату получить доступ в зону прибытия и находиться там от двух до четырех часов.
В международном терминале открыта большая выставка произведений искусства с более, чем 5,5 тыс. произведениями художников и ремесленников. Протяженность рядов галереи — в общей сложности свыше трех километров. Для детей работает игровая площадка Rainbow, представляющая собой имитацию путешествия по джунглям и даже сафари. Для совсем маленьких пассажиров предусмотрены комнаты матери и ребенка.
На всей территории аэропорта работает платная сеть Wi-Fi с ограниченным по времени стартовым свободным доступом. Для облегчения навигации и пользования услугами запущено специальное мобильное приложение, которое можно загрузить на гаджеты. С его помощью отслеживается статус рейса, осуществляется поиск любых объектов инфраструктуры, ресторанов или магазинов, есть ассистент по маршрутам выхода на посадку.
Также запущена цифровая платформа контроля доставки багажа в реальном времени с уведомлениями посредством SMS или по электронной почте. К сервису привязана служба круглосуточной поддержки в телефонном режиме.
История воздушных ворот Мумбаи: от базы ВВС до одной из крупнейших авиагаваней Индии
Первоначально аэропорт был задуман как военный аэродром. Летная инфраструктура, включая три взлетно-посадочные полосы, была построена в тридцатых годах XX века. В воздушной гавани во время Второй мировой войны базировались эскадрильи ВВС Великобритании, поскольку в тот период Индия еще пребывала под английским протекторатом. В 1946 году аэродром был передан в структуру гражданской авиации. Старые ангары начали использоваться как пассажирские терминалы.
В течение первого года существования в качестве гражданского аэропорта гавань обслуживала до шести рейсов за день. Через три года через нее выполнялись уже четыре десятка перелетов по внутренним и международным направлениям за сутки. Наращивание транспортного трафика вынудило правительство страны принять решение о модернизации аэропорта, в том числе о его оснащении современным на тот момент оборудованием для обеспечения ночной посадки и эффективной радионавигации, системами освещения. Терминал, строившийся восемь лет, был введен в эксплуатацию в 1958 году.
Все же мощностей вновь стало не хватать для покрытия растущего пассажиропотока уже в семидесятых годах. Хотя терминал был рассчитан на одновременное пребывание 600 человек, фактически он обслуживал в два раза больше людей. К концу семидесятых число пассажиров достигло 5 млн человек за год. Возведение нового терминала стартовало в 1977 году, первая очередь работ была завершена за три года. В 1999 году воздушные ворота Мумбаи получили свое современное название в честь национального героя Индии.
Строительство новых летных мощностей и корпусов терминалов осуществлялось достаточно продолжительный период, вплоть до 2014 года, когда аэрогавань обрела свой нынешний вид.